Легенда о крыльях (отрывок)
- Это не самые плохие сказки, - 
ответил Дед. Помолчал задумчиво, - И не самые страшные. Самые страшные сказки, 
как правило, и не сказки вовсе, а быль.
- Я, кстати, знал одного 
Константинова. Владимира. Летчика.
- Это мой дед, а откуда Вы его 
знали?
- Ну, во-первых, его знала вся 
страна: первый беспосадочный перелет через всю страну, первый беспосадочный 
перелет в Америку, но не экстремально, через северный полюс, а так как летают 
сейчас все авиакомпании мира. 
Дед сделал паузу.
- Когда война уже подходила к 
концу, меня вызвали из-за линии фронта прямо в ставку. В приемной, кроме меня, 
сидел летчик, лицо которого до войны было известно любому школьнику, - твой дед. 
Его привезли прямо из лагеря, что было видно не смотря, а может как раз 
благодаря тому, что на нем была совершенно новая форма. 
До того как оказаться в 
воспитательно-трудовом лагере, где оказывались в те времена все, кто не нравился 
соседу, сотруднику Службы или просто попал под разнорядку, этот летчик испытывал 
новые самолеты Страны и был всенародным любимцем. Потому и в лагерь попал по 
тихому, без громкого освещения в газетах своей, по утверждению следователя, 
антигосударственной деятельности.
Летчики такого класса были ценными 
кадрами и, во избежание их случайной смерти на фронтах, их, как и многих других, 
сохраняли в стратегическом резерве – на лесоповалах и заполярных стройках. 
Многие, конечно, умирали, но некоторые выжили.
Ребята усмехнулись.
- Так вот. Вызвал нас, наконец, 
главнокомандующий и говорит: «Ты, лейтенант, - и показывает на меня, - покажешь 
ему, - тыкает пальцем в сторону Константинова, - где в этой скале засел враг и 
как его лучше там разбомбить. А если вдруг ты, - палец тыкает опять в меня, - 
ошибешься, то окажешься там, откуда приехал он, - главнокомандующий перевел дуло 
пальца с деда обратно на летчика. – Все ясно?». Главнокомандующий любил тыкать – 
это унижало окружающих и таким образом возвышало его над ними. Мы ответили: 
«Разрешите исполнять?». «Ра-азрешаю», ответил он с сильным акцентом, растягивая 
слово на первой гласной. И мы отправились бомбить. 
- Успешно? – подал голос Вася.
- Во всяком случае, я в лагерь 
после этого не попал, А Володя вернулся из него навсегда и долго потом испытывал 
самолеты в Циолковском.
 
- А мой отец тоже самолетами 
занимался, - сказал Сергей Львов
- Каким образом? – поинтересовался 
Дед
- Когда я еще только родился, 
моему отцу поручили строить авиазавод в Хуторстане. На нем собирались выпускать 
большие лайнеры для межконтинентальных рейсов. Впрочем, сами эти самолеты тоже 
надо было еще придумать. 
И вот, пока строился завод, а 
строился он в чистом поле, самолет надо было тоже создать. А как создать 
самолет, если между чертежами и производством должны быть еще испытания в 
аэродинамической трубе, а трубы, как и завода, нет.
Отец поговорил с испытателями, с 
конструкторами, и они решили, что прежде чем создавать большой самолет, они 
сделают маленькую летающую модель, что позволит проверить не только 
аэродинамику, но и управляемость не в теоретических условиях аэротрубы, а в 
условиях реального полета.
Через полгода, прототип или 
планер, или маленький самолет выехал из единственного ангара строящегося завода 
на только что построенную взлетную полосу для отработки рулежки.
И в этот день на завод приехала 
Госкомиссия. Финансисты отправились в бухгалтерию, сотрудники Служб сновали 
повсюду и залезали, мешали, вопрошали, кривили рот и сдвигали брови, а Начальник 
Комиссии, Председатель Правительства (завод был очень важен) и генералы 
всевозможных Служб нашли моего отца на аэродроме, возле первого опытного 
образца. Он разговаривал с пилотом.
Начальник Комиссии, взбешенный 
тем, что отец не встретил лично столь высокую Комиссию, подбежал к нему и 
потребовал немедленного отчета. Отец рассказал про строительство, которое шло со 
значительным опережением плана, но Начальник Комиссии был все равно недоволен.
- Но я не вижу полетов. Ездит тут 
по бетону якобы самолет… Вам выделили много денег и я смотрю Вы ими хорошо 
попользовались. Брали на строительство деньги из зарплатных статей, а на 
зарплату из ГСМ. Истратили много, а результата нет. Это попахивает тюрьмой.
- Одну минуту, - сказал отец, - я 
только отдам распоряжение пилоту и вернусь к Вам. У нас очень плотный график.
- У нас тоже, - взвизгнул 
Начальник, но отец уже шел к машине.
 
- Что у вас за разборки? - 
поинтересовался Саша Турюм, заводской летчик-испытатель, свешиваясь к отцу из 
кабины.
- Не сделали ничего, говорят… 
Деньги, говорят, не так тратили. А люди, по их мнению, наверно, в бараках жить 
должны, а дети рабочих на помойке играть. Не было же ничего – ни домов, не 
производства, ни садика, ни площадок детских. Самолет, говорят, не летает. А как 
ему летать? За шесть месяцев – и завод, и поселок и самолет… Все остальные ОКБ 
по несколько лет самолет только строят, а наш уже ездит.
- А давай я коробочку сделаю? – 
заговорщески понизив голос, сказал Саша
- Ты что, с ума сошел? Мы еще ни 
разу машину не поднимали, и с шасси проблема.
- Но если я не взлечу, тебя 
посадят
- А если ты разобьешься – меня 
посадят тоже. И машины не будет.
- Но я приехал сюда летать, а если 
ты сядешь, то эта машина не взлетит никогда
- А шасси?
- Я уже в кабине. Полоса для 
лайнера, а у меня крошка – начну заранее и буду прижиматься по миллиметру. 
Отойди и не мешай работать.
- Нет
- Иди к комиссии, а то крылом 
ненароком задену.
- Ладно. Рискни. Иначе 
действительно машину зарубят еще до полетов. Ни пуха
- К черту. 
 
Александр Турюм покатил к началу 
полосы, а отец направился в сторону гостей.
- Ты что творишь!, - заорал 
Начальник Комиссии 
- Сейчас увидишь, - ответил отец 
сквозь зубы и отвернулся от красномордого начальника, глядя на готовящийся ко 
взлету самолет. – Не летает, говоришь?
- А сколько полетов уже сделано? - 
спокойно поинтересовался Председатель Правительства, до сих пор молча 
наблюдавший за истерикой Начальника Комиссии.
- Этот первый, - ответил отец
- Ты что о-уел! Это покушение! - 
заорал начальник и начал пятиться задом подальше от ревущего самолета. Охранники 
бросились спасать Председателя Правительства, а сотрудники Службы – крутить руки 
отцу. 
Председатель стряхнул с себя 
охрану и бросил в сторону схвативших отца, - «отпустить». Затем подошел поближе 
и тихо спросил. 
- Взлетит?
- Должна, - ответил отец.
- И сядет?
- Обязательно.
- Ну посмотрим, - сказал 
Председатель
 
Саша погладил штурвал, как в 
пастушьем своем детстве гладил холку лошади, прежде чем бросить ее вскачь, и 
начал разбег. Самолет, дрожа от непривычно высоких оборотов двигателя, 
предчувствуя и боясь того неизбежного, что должно было случиться, покатился по 
взлетной полосе к краю поля. Дрожь становилась все сильнее, скорость выше, пилот 
взглянул на приборы, прошептал «пора» и потянул штурвал на себя. И как лошадь 
чувствует приказ умелого седока, так и самолет, почувствовав всеми элеронами 
спокойную и уверенную руку пилота, оторвался от нагретого бетона, поднялся над 
сигнальными огнями и выровнялся над лесом, тянувшимся вдоль излучины реки, на 
которой стоял завод.
Саша и отец, один на земле, другой 
в воздухе, одновременно выдохнули.
Пилот убрал форсаж и накренил 
самолет вправо, ибо коробочка, о которой он говорил с отцом – это простейшее 
полетное задание – взлет, четыре поворота и посадка.
Пролетая над отцом и 
Председателем, одиноко стоявшими на аэродроме, ибо другие проверяющие, охранники 
и сотрудники Службы предпочли спрятаться, Саша накренил самолет, развернулся и 
пошел на посадку.
Как сапер миллиметр за миллиметром 
освобождает мину из-под земли, так микрон за микроном, плавно, убирал Саша газ и 
отпускал штурвал, снижая машину. 
Шасси прикоснулись к бетону и 
бешено закрутились. Турюм сбросил газ еще на миллиметр и прижал машину сильнее к 
земле, увеличивая давление на грунт.
Самолет остановился возле ангара, 
подрагивая фюзеляжем от спадающего напряжения. К нему уже бежал отец и неспешно, 
как и полагается, двигался Председатель Правительства, пряча улыбку в отворот 
плаща. 
- И как зовут эту машину, - 
спросил Председатель у отца
- Пока никак, до этого руки еще не 
дошли
- Ну тогда, Львов, назовем ее, - 
Председатель посмотрел на часы, - сегодня 29 сентября. Значит звать ее будут 
Л-29. Две буквы, тебе, Львов, еще не по рангу, тем более, что вторая в твоей 
фамилии – мягкий знак.
Саша заглушил двигатель и 
выпрыгнул из кабины. Из-за угла ангара выполз Начальник Комиссии и прошипел в 
сторону отца.
- То, что он полетал, еще ничего 
не значит. Зачем нам этот самолет, если у нас есть МИГ?
- МИГи не могут сбить Мираж. – 
весело крикнул пилот, нахально вклиниваясь в разговор.
- И эта не сможет. – язвительно 
выплюнул Начальник Комиссии
- Сможет – спокойно ответил отец
- Когда? – спросил Председатель 
Правительства
- Через 4 месяца.
- Тогда через полгода вы должны 
быть во Вьетнаме.
- Будем.
Л29 сбил Мираж через шесть 
месяцев.
 
- Ты, прямо, мастер 
художественного свиста, - воскликнул Борис.
- Это почему же? - обиделся Сергей
- Да потому что нет такого 
самолета – Л-29
- Есть, правда у чехов – внес 
поправку Вася
- Только не чехи его придумали, а 
мой отец, - упрямо сказал Сергей
- Чем докажешь, - подцепив ногтем 
зуб, по блатному прикинулся Леха
- Доказать не докажу, а рассказать 
могу, - ответил Сергей.
- Ну, погнали, - подначил Леша
- На Л-29 стояли чешские 
двигатели. Просто к тому времени, как стало понятно, что быстрее построить 
летающую модель, чем построить полноценный стенд с аэротрубой для большого 
лайнера, ни на одном заводе нужных моторов не было, потому что и команды делать 
такие моторы еще никто не давал. Поэтому отец пошел на соседний моторный завод и 
взял двигатели из его музея, в котором непонятно зачем хранились несколько 
новехоньких, в масле, чешских авиадвигателей. Под эти моторы и начали 
проектировать планер, т.е. сам самолет.
6000 человек, собранные со всей 
страны, работали на новом предприятии. Отец спал по 2 часа в сутки. Был построен 
поселок для рабочих. На детских площадках были вкопаны списанные авиационные 
шины для игр детей. И это, как ни странно, Комиссия сочла преступлением.
У того Л-29, который сделал отец, 
была изменяемая геометрия крыла, позволявшая машине летать в 3,5 раза быстрее 
скорости звука. У чешской же Л-29 скорость всего лишь в полтора раза больше 
скорости звука, ее, кстати, и поставляли дружественным режимам, - Сергей 
укоризненно взглянул на Василия.
- А я тут при чем? – изумился Вася
- Самолет был настолько хорош, что 
сразу после Госиспытаний был принят на вооружение, а технология изготовления 
была так проста, что за первый же месяц серийного производства, было сделано 100 
машин.
В это время в стране, отягощенной 
непомерными военными расходами, стало голодно. В магазинах начались перебои с 
продуктами и правительство, опасаясь голодных бунтов, запросило помощи за 
границей. Глава страны полетел за моря и океаны и попросил денег. И денег ему 
дали. Но взамен попросили о сущей малости – прекратить производство новейших 
систем вооружения. Список был довольно приличный. Начинался он авианосцем, 
новейшей ракетой для ПВО и двумя самолетами, одним из которых и был как раз 
Л-29. 
Деньги были получены, 
строительство авианосца прекращено, ракета ликвидирована. Генеральный 
конструктор ракеты подхватил инфаркт и умер. Завод по производству Л-29 со всеми 
чертежами и потрохами был вывезен в Чехию. 100 самолетов Л-29, остававшиеся в 
Хуторстане, подогнали к ангару и взорвали. Но машины, хоть и не были 
бронированы, не хотели гореть. Созданные летать, они хотели в небо, а не в 
землю, поэтому керосин для их окончательного уничтожения подвозили цистернами. 
Сейчас там озеро. Если хочешь, могу показать где, - Сергей взглянул на Бориса.